[TA-RA]
TA-RAТанковая РазборкаTA-RA

Приветствую Вас Заглянувший
Меню сайта

Цитатник

Главная » Статьи » История » СССР

ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2: Суперзверобои
ису 152

Великую Отечественную войну, равно как и Вторую Мировую в целом, часто именуют войной моторов. И правда, появление в войсках огромного количества моторизированной техники кардинально изменило тактику и стратегию войны. Одним из классов новой техники был танк. Появление более мощных двигателей позволило конструкторам-танкостроителям развернуть настоящую гонку вооружений: уже в середине Второй Мировой ни у кого не было сомнений, что краеугольным камнем практического применения танка является противостояние орудия и брони. Вот и наращивались толщина бронелистов и калибр пушек.

Пожалуй, самым эффективным самоходным отечественным средством борьбы с вражескими танками была САУ ИСУ-152. 152-мм орудие МЛ-20С позволяло надежно поражать бронированную технику противника на таких дальностях, с которых «Тигры» или «Пантеры» просто не могли ответить. В войсках эту самоходку даже прозвали «Зверобоем» за эффективное уничтожение немецких «котов». Ну а рассказы о том, как немецкому танку срывало башню после попадания, долго еще будут будоражить воображение людей и вызывать массу споров. В то же время, орудие МЛ-20С по своей сути было пушкой-гаубицей и, как следствие, имело ствол средней длины и относительно малую начальную скорость снаряда. Увеличение длины ствола могло значительно увеличить боевые показатели самоходки. По этой причине в самом начале 1944 года конструкторское бюро завода №100 под руководством Ж.Я. Котина в инициативном порядке берется за создание обновленной версии ИСУ-152. В качестве нового шестидюймового орудия ОКБ-172 (главный конструктор И.И. Иванов) предложило свою новую разработку – пушку БЛ-8. Это орудие было создано на основе довоенной БЛ-7 и изначально проектировалось с учетом особенностей установки на самоходках. Котина предложение устроило и проект ИСУ-152-1 (обозначение состоит из калибра и номера опытной модернизации исходной САУ) стал создаваться именно под эту пушку.

Великая Отечественная, среди прочего, запомнилась и авральными темпами работ. ИСУ-152-1 тоже постигла такая «участь». Первый опытный экземпляр этой самоходной артустановки отправили на полигон уже в июле-месяце. Внешне новая машина получилась грозной. К суровому облику исходной ИСУ-152 добавился длинный ствол пушки с огромным дульным тормозом. Большая часть конструкции перешла опытной самоходке практически без изменений. Поэтому бронекорпус, как и на изначальной ИСУ-152, разделялся на два отделения – моторно-трансмиссионное и боевое. Силовая установка по-прежнему состояла из 12-цилиндрового V-образного дизеля В-2-ИС (520 л.с.), многодискового главного фрикциона и четырехступенчатой коробки передач. Ходовая часть тоже была полностью заимствована у ИСУ-152.

Главное, да в принципе и единственное, отличие ИСУ-152-1 от ИСУ-152 крылось в новом орудии. Пушка БЛ-8 устанавливалась в рамке на лобовой бронеплите. Узел крепления позволял наводить пушку в пределах от -3°10’ до +17°45’ по вертикали и от 2° (влево) до 6°30’ (вправо) по горизонтали. Разница в углах горизонтальной наводки объясняется особенностями установки орудия: оно монтировалось не по центру лобовой плиты, что стало причиной ограничений из-за движения казенника в рубке. 152-мм пушка БЛ-8 имела поршневой затвор и устройство продувки ствола после выстрела. Отдельно стоит остановиться на дульном тормозе орудия. Как видно из его конструкции, он работает по интересной схеме. При выстреле пороховые газы бьют в передний стакан и создают импульс, направленный вперед. После удара газы под давлением следуют назад, где часть их выбрасывается через боковые окна, а оставшийся поток перенаправляется в стороны задней тарелкой тормоза. Таким образом удалось значительно уменьшить количество пороховых газов, уходящих в сторону рубки САУ без особых потерь в эффективности тормоза. Боекомплект пушки состоял из 21 выстрела раздельного заряжания различных типов. Снаряды и гильзы укладывались так же, как и на исходной ИСУ-152, по бортам и у задней стенки рубки. Номенклатура боеприпасов также не претерпела изменений. Это были бронебойно-трассирующие снаряды 53-БР-540 и осколочно-фугасные 53-ОФ-540. Для самообороны экипажа предполагалось оснащать самоходку двумя пистолетами-пулеметами ППШ или ППС с боеприпасами и набором гранат. Также в перспективе планировалось устанавливать на башне крупнокалиберный пулемет ДШК. Однако дополнительного вооружения ИСУ-152-1 в итоге так и не получила.

Экипаж ИСУ-152 из пяти человек – командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и замковый – также сохранился и на ИСУ-152-1.

В июле 1944 года опытный экземпляр ИСУ-152-1 под названием «объект 246» был доставлен на Ржевский полигон. Уже первые стрельбы и поездки по полигону оставили неоднозначное впечатление. Более длинный ствол орудия значительно повысил начальную скорость снаряда. Так, бронебойный 53-БР-540 имел начальную скорость 850 м/с против 600 м/с у пушки-гаубицы МЛ-20С. В результате обстрел бронеплит различной толщины произвел настоящий фурор среди испытателей. С километровой дальности опытная самоходка гарантированно пробивала броню любых немецких танков, причем даже в случае попадания под небольшими углами. В порядке эксперимента толщину бронированной плиты, по которой велся огонь, постепенно увеличивали. 150 миллиметров – пробита. 180 – пробита. Наконец, 203. По нормали пробивалась даже такая броня.

ису 152
БЛ-8 на базе ИСУ-152

С другой стороны, у обновленной самоходки хватало проблем. Дульный тормоз новой конструкции не показывал расчетных характеристик, а ствол оказался менее живучим, чем требовалось. Кроме того, его длина мешала нормально передвигаться по пересеченной местности. Пятиметровая «труба» вкупе с небольшими углами вертикальной наводки и отсутствием поворотной башни очень часто буквально упиралась в землю и требовалась помощь со стороны. Наконец, новое орудие было тяжелее МЛ-20С и усилило нагрузку на переднюю часть ходовой. Ухудшилась маневренность и проходимость.

Опыт с ИСУ-152-1 признали частично удачным, но требующим серьезных доработок. В идеале, для приведения новой самоходки в нормальный вид требовались новый двигатель большей мощности, новая конструкция подвеса орудия с большими углами вертикальной наводки, что в конечном счете потребовало бы перекомпоновать всю бронерубку и даже изменить ее размеры. Выигрыш в боевых характеристиках посчитали недостаточным поводом для столь серьезной доработки. Однако единственная опытная самоходка ИСУ-152-1 не пропала и стала основой для очередной модернизации.

ису 152

ису 152

В качестве последнего шанса для обновления ИСУ-152 конструкторам завода №100 и ОКБ-172 разрешили доработать пушку и испытать оборудованную ей самоходку. К концу 44-го года конструкторский коллектив И.И. Иванова уменьшил длину ствола пушки БЛ-8, доработал казенную часть и конструкцию креплений к лобовой бронеплите самоходки-носителя. Получившееся орудие БЛ-10 было установлено на «объект 246» вместо признанного неудачным БЛ-8. Второй вариант модернизации ИСУ-152 был назван ИСУ-152-2 или «объект 247». Начавшиеся в декабре 1944 года испытания «объекта 247», как это ни странно, показали отсутствие улучшения ситуации в какой-либо области. Маневренность и проходимость остались такими же, как и у ИСУ-152-1, а показатели бронепробиваемости, в свою очередь, немного упали.

ису 1525
ИСУ-152 с БЛ-10

К моменту завершения испытаний ИСУ-152-2 стало ясно, что подобные модернизации «Зверобоя» уже не имеют практической ценности. Самоходок с пушками МЛ-20С и так было достаточно, да и боевые характеристики позволяли им совершенно спокойно выполнять свои задачи вплоть до конца войны. Да и послевоенные перспективы подобной машины виделись весьма смутными. Холодная война еще даже не витала в воздухе, а основной проблемой советской промышленности было доведение Великой Отечественной войны до победного конца. Доведение пушки БЛ-10 посчитали ненужным и прекратили, а единственный построенный экземпляр ИСУ-152-2, до этого бывший ИСУ-152-1, был отправлен на хранение. Сегодня его можно увидеть в Бронетанковом музее в г. Кубинке.




Источник: http://topwar.ru/13169-isu-152-1-i-isu-152-2-superzveroboi.html
Категория: СССР | Добавил: Tash_KenT (09.04.2012) | Автор: Рябов Кирилл
Просмотров: 2239 | Теги: ИСУ-152, БЛ-8, СССР, САУ, объект 246, БЛ-10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Похожие материалы
 
ComForm">
avatar
Форма входа

Поиск

Категории раздела
СССР [17]
Танки советского союза
Франция [8]
Француские танки
Япония [9]
Японские танки
Англия [3]
Танки англии
Америка [3]
Американские танки
Германия [4]
Танки Германии
Китай [2]
Китайские танки

Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 6436
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Танкистов 6433
Админов: 3

Всего онлайн: 1
Гражданских: 1
Танкистов: 0
Счетчики:

Посетители

Реклама

Теги
xvm т-10 ТТ FCM Char 2-С Франция B-1 2-С R-35 Рено 268 amx 13 600 мм MOUSE Stridsvagn 103 Valentine 2 адам Ratte amx-105A amx-13 m51 0.8.11 БЛ-10 World of Tanks понарошку юмор танки 2-я мировая WOT Ремоделинг Mk.1 Mk.I Type 62 ангар ПТ (155) Foch Шкурка Bat Chatillon 155 Type 59 сборка модов 0.9.2 Танкомульт Mblshko билли FТ-17 MC-1 T-18 Mk V Япония Type-61 NC27 Chi-Ha Chaffee M24 Японские танки Type 4 Chi-To СССР Т-54 WZ-111 M41 америка Waffenträger auf E 100 тактика AMX50 100 AMX50 120 AMX 50B AMX 50 Foch 2-я мировая война 0.9.1 WOT секреты альтернативные корпуса ссср serb wot обозначения немецких танков классификация немецкой бронетехники обозначения танков германии ответы разработчиков wot 0.8.10. wot 090 Wargaming Балансеровщик PzKpfw 10 PzKpfw 9 TCM-20 Type 69 Type 79 WZ-121 САУ Артилерия VOD lol КВ-1 0.8.10 PROТанки M4 Sherman Ася wargag ARL 44 Bat.Chat. 25t Бат Чат 0.9.0

Наш опрос
Какой премиумный танка 8 уровня предпочитаете?

НЕ ВОРУЙ
Скопировал ? Поставь ссылку...
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием HTML-ссылки на страницу-источник.

Клан Танковая Разборка


Главная Каталог файлов Каталог статей FAQ
Copyright
by
TasH__KenT © 2024
Creative Commons License