В 1935 году Японию индустриальной державой всерьез никто не считал, а ее успехи в области кораблестроения объясняли ее островным положением и помощью такого развитого государства, как Великобритания. И надо заметить, что когда в Японии началось создание собственной танковой промышленности, она первым делом начала с изучения зарубежного опыта и закупок танков, применявшихся в годы Первой мировой войны. В 1917-1923 гг. закупались и испытывались английские танки Mk.IV, Mk.А "Уиппет", французские "Рено" FT-18 и М21 "Шенильет". Первая танковая группа была сформирована в апреле 1925 годаиз танков "Уиппет" и "Рено".
В 1927-1930 гг. испытывались танки Англии "Виккерс" MkC, "Виккерс 6-тонный" и танкетка "Карден-Лойд" Mk.VI, французский легкий танк "Рено" NC-26. Закупленные во Франции танки "Рено" FT-18 ("Ко-гата") и NC-27 ("Оцу") оставались в строю вплоть до 1940 г. - часть "Оцу" японцы даже оснастили дизельным двигателем. В 1927 г. арсенал в Осаке построил опытный двухбашенный танк весом 18т "Чи-и" - "средний первый", имевший 57-мм орудие и два пулемета. В 1931 г. тем же арсеналом был создан 18-тонный трехбашенный танк "91", имевший одну орудийную и две пулеметные башни, расположенные в продольной плоскости, причем задняя пулеметная башня располагалась на нем позади двигательного отсека. Танк имел 37-мм и 70-мм орудия, однако скорость снаряда последнего была невелика - около 300 м/с. За ним в 1934 г. последовал трехбашенный "95", но в целом многобашенные махины остались на уровне опытных образцов, и лишь несколько построенных танков "91" в конце 30-х гг. применялись в Китае.
 Опытный японский тяжелый танк "2595", 1934 г. Отдали дань японские конструкторы и созданию сверхмощных танков для прорыва укрепленных районов. Однако, поскольку приоритетным у японцев был флот, дальше макетов дело не продвинулось. Тем не менее проект 1939 г. предполагал трехбашенную машину весом 100 т с задним расположением двигателя и передним - трансмиссии. В главной башне предусматривались 105-мм пушка и 2 пулемета, а в каждой малой - по одной 37-мм. Высота танка должна была составить 4,2 м, длина -10 м, ширина - 4,2 м, толщина брони 35-75-мм, экипаж -11 человек. В другом варианте танка "О-и" - "большой первый", или "Тип 100", обе малые башни должны были располагаться спереди.Опытный японский сверхтяжелый танк прорыва, тип 100 "О-И", 1939 г.
Толщина брони предполагалась 200-мм, а вес - 200 тонн. Чтобы сдвинуть с места такую махину, планировалось оснастить ее сразу двумя моторами BMW мощностью 550 л.с. каждый, а также поставить ее на широкие гусеницы. Но если в Советской России танки СМК и Т-100 построить в это время при меньшем весе все-таки удалось, то оба японских проекта так и не были реализованы. Несколько лучше обстояло дело со средними танками, которые в Японии в начале 30-х гг. разрабатывались на базе закупленных в Англии танков "Виккерс Мk.С". Танк "89 Ко", или "И-го" ("первая модель"), стал первым танком японского производства и выпускался малой серией (всего изготовлено 230 танков этого типа) в 1931-1937 гг. С 1936 г. на него уже стали устанавливать специальный дизельный двигатель, созданный в 1932 г. Интересно, что для входа и выхода в танк помимо единственного башенного люка служила больтая входная дверь, располагавшаяся в переднем бронелисте корпуса под установкой лобового пулемета. Вооружение в башне - 57-мм короткоствольная пушка (начальная скорость снаряда 350 м/с) и 6,5-мм пулемет - располагалось очень неудачно: пушка спереди, а пулемет сзади. Японцы одними из первых начали установку на свои танки курсовых пулеметов, но вот для башни почему-то упорно предпочитали спаренной раздельную установку вооружения.
Японский танк Type 89 Chi-Ro
Переломным годом в японском танкостроении стал 1933 г., когда Верховное командование приняло решение по широкомасштабной механизации армии и выдало cоответствующие заказы промышленности. Закупив танкетку "Карден-Лойд", японцы сразу же отказались от ее безбашенного варианта и через два года создали так называемый малый танк образца 2592 в летосчислении по японскому календарю. Несмотря на слабость брони и вооружения, эта машина прослужила более 10 лет, что говорит о несомненной удаче японских проектировщиков. Именно на этих малых танках была отработана подвеска, предложенная в 1932 г. японским инженер-майором (впоследствии - генерал-майором) Томио Хара, ставшим одним из наиболее известных японских танкостроителей.
Танкетка Type 94 TK
Одинарные обрезиненные опорные катки блокировались по два на качающихся балансирах. Упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески типа "Хара", сочетавшая компактность с большим ходом балансиров, оказалась простой, грубоватой по устройству, но надежной и посло этого применялась на всех японских танках 30-40-х гг. Достаточно было просто напросто увеличить количество труб с балансирами, чтобы получить целый ряд шасси для любых танков - как легких, так и тяжелых. Внутри корпуса элементы подвески отсутствовали, что позволяло увеличить его полезный объем. Для японских танков, которые были особенно тесными по сравнению с танками других стран, это имело большое значение. До 1937 г. японцы выпустили более тысячи таких "малых танков", танкеток и, пожалуй, добились с ними наилучших результатов. Тем не менее было решено, что такие машины невыгодны, после чего конструкторы переключились на создание уже более тяжелых легких и средних машин. В 1935 г. появились самые известные и массовые легкие танки "Ха-го" ("третья модель"), а спустя два года - средние танки "Чи-ха", последние до конца Второй мировой войны были основными в японских вооруженных силах.

Японский средний танк "Чи-ха", 1938 г. После начала войны с Китаем в 1937 г. темпы строительства бронетанковой техники резко увеличились, одновременно приступили к модернизации танков "Ха-го" и "Чи-ха". В середине 30-х гг. командование флота (в Японии сухопутные войска и военно-морской флот не зависели друг от друга) проявило интерес к танкам-амфибиям, что объяснялось успешными опытами с подобной техникой в Англии и СССР. Японцам она понадобилась для планируемых морских десантов в будущей войне. Были созданы прототипы плавающих танков, причем один из них - "И-го" оборудовали даже водометным движителем, однако дальше экспериментов дело не пошло.
Танк-амфибия Type 2 Ka-Mi
Японское танкостроение отличает тщательное изучение иностранного опыта, длительное увлечение танкетками, неудачи в работе над тяжелыми машинами и переход на легкие и средние. С 1933 г. японцы начали применять дизель-моторы с 6, 8 и 12 цилиндрами с общей размерностью цилиндров, далеко опередив в этом отношении другие страны. Столь же продуманной была и унифицированная подвеска, одинаковая для всех японских танков, чего больше не было ни в одной армии мира, однако самих танков японцы выпускали явно недостаточно. Так, с 1931 по 1939 гг. в Японии было произведено всего 2020 машин, спроектировано 16 образцов, из которых в производство было принято 7. Танковые войска Японии имели достаточно обученный младший командный состав, механиков-водителей, артиллеристов, радистов, подготовка которых занимала 2 года. Но офицеров набирали из числа общевойсковых, после чего их готовили всего 3-6 месяцев, и они даже в танке не расставались со своим офицерским мечом. Во многом связано это было с тем, что, несмотря на ряд очень важных технических решений, по которым японские конструкторы опередили Европу и США, танкостроение 30-40-х гг. так и не смогло выделиться в Японии в приоритетную отрасль военного производства, поскольку таковыми являлись судостроение и авиация. В боевых действиях против Китая в 1937 г. Япония в Маньчжурии использовала всего 400 боевых машины. К середине 1939 г. было изготовлено 2020 танков, в войсках же их имелось 720. Для сравнения: Германия в сентябре 1939 г располагала 3195 танками, а к июню 1941 г. - 5639, в СССР к июню 1941 г. - около 22600. Развитие производства танков в Японии можно проследить по годам: 1939 г. - 462, 1940 г. - 1023, 1941 г. - 1024, тогда как самый высокий уровень годового производства танков был достигнут в 1942 г., когда японская промышленность сумела выпустить 1191 танк и потом уже только сокращала их производство.
Источник: http://pro-tank.ru/zapad-vostok/68-tanki-japan |