AMX 105 AM, также известная как М-51, – 105-мм самоходная гаубица – стала первой машиной, созданной на базе легкого танка AMX-13. Прототип был изготовлен в 1950 г., а первые серийные боевые машины начали поступать на вооружение французской армии уже в 1952 году. САУ AMX-105AМ представляла собой самоходную артиллерийскую установку с неподвижной, открытой сверху и смещенной к корме машины рубкой. В ней была установлена 105-мм гаубица Mk61 образца 1950 г., оснащенная дульным тормозом. Такая компоновка особенно выгодна для длинноствольных артиллерийских систем, ибо почти не увеличивается общая длина машины, ствол не выступает вперед, облегчается погрузка боекомплекта через люк в задней стенке, и открывается возможность повысить углы наведения по вертикали. На рубке установили зенитный пулемет калибра 7,62 мм. Некоторые САУ вооружались также 7,5-мм пулеметом, который монтировался в башенке кругового вращения.
Шасси САУ AMX-105A отличалось от шасси легкого танка AMX-13 лишь более высокой кормовой частью. В остальном характеристики машины радикально не изменились. Ходовая часть состояла из десяти опорных катков (2×5), двух ведущих колес переднего расположения, двух направляющих колес заднего расположения, шести поддерживающих роликов (2×6) и двух гусениц. При первых и пятых опорных катках установлены амортизаторы.
Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева от силового отделения. Остальные члены экипажа (командир, наводчик и два заряжающих) размещались в рубке – боевом отделении, выполненном из листов катаной стали толщиной до 20 мм. Приводы наведения гаубицы остались ручными. Одним из основных недостатков этого орудия являлся медленный перевод ствола с одной цели на другую. В состав боекомплекта входили 56 выстрелов, в том числе 6 бронебойных.
Дальность стрельбы 16-килограммовым фугасным снарядом составляла 15000 м при начальной скорости от 220 до 670 м/с.
Ствол гаубицы производился в двух модификациях: длиной 23 калибра и 30 калибров (калибр — отношение длины ствола от дульного среза до затвора к диаметру канала ствола). Стволы обеих модификаций оснащались двухкамерным дульным тормозом.
В состав системы управления огнем входили прицел с 6-кратным увеличением для стрельбы по бронированным объектам и гониометр с 4-кратным увеличением.
AMX-105A не оснащалась ни фильтровентиляционной установкой, ни индивидуальным плавсредством. Без предварительной подготовки машина могла преодолевать броды глубиной до 0,8 м.
Самоходные установки AMX-105A (в ряде источников — Mk61) экспортировались в Израиль, Марокко и Нидерланды
Источник: http://blog.worldoftanks.ru |