
Пока "Киллен-Стрейт" проходил испытания, неугомонный Э. Свинтон обратился с письмом к командующему британскими войсками в Европе генералу Джорджу Френчу и сообщил ему о проходящих экспериментах. Тот под впечатлением огромных потерь, которые несли его войска, тут же откликнулся, а его офицеры из штаба постарались изложить в деталях, какая же машина им требуется. По их мнению, будущий "сухопутный броненосец" должен был иметь противопульную броню, преодолевать воронки диаметром до 4 м и проволочные заграждения в несколько рядов и иметь скорость на местности не менее 4 км/ч. Вооружение должно было состоять из одной пушки и двух пулеметов, экипаж из 6 человек. Теперь у Комитета сухопутных кораблей были окончательно развязаны руки, и Д'Энкур вместе со Свинтоном вплотную занялись проектированием. Опытный экземпляр на шасси трактора "Буллок" под руководством инженера У. Триттона, лейтенанта В. Вильсона и Г. Рикардо соорудили всего за 40 дней на машиностроительном предприятии У. Фостера в Линкольне. Чувство юмора ее создателям, видимо, было не чуждо, поэтому, усмотрев в своей машине некоторое сходство с В. Вильсоном, они дали ей название "Маленький Вилли". При боевом весе около 18 т ее вооружение должно было состоять из 40-мм автоматической пушки Максима, расположенной в башне в центре корпуса. Но вооружение на ней так и не было установлено, и она испытывалась с фальшивой башней только ради веса. Нужно заметить, что сделана она была еще до того, как Комитет получил одобренную военными спецификацию Свинтона, поэтому, хотя испытания и закончились успешно, было решено, что для боя "Маленький Вилли" еще не годится.
Главный недостаток усматривался в том, что он не мог преодолевать 4 метровые воронки из-за недостаточной длины опорной поверхности гусениц. Именно тогда у инженеров и родилась мысль придать гусеницам танка ромбовидные очертания, а сам корпус и вооружение разместить между ними. Подобная конструкция позволяла преодолевать вертикальные препятствия, которых всегда много на поле боя, а при необходимости легко перевозить его по железной дороге, сделав бортовые отсеки для вооружения (спонсоны) съемными. Предполагались и вовсе экзотические способы для преодоления траншей вроде гусенично-шагающего механизма "ноги слона", на котором 6 шагающих опор могли бы использоваться в качестве опоры для гусениц трактора "Грипин-Грип", но собранный образец получился на редкость нелепым и громоздким.
Так что выбор был окончательно сделан в пользу машины с ромбическими гусеницами, получившей название танк "Большой Вилли", а затем "Мать", первый образец которой фирма Фостера выпустила в конце 1915 г., а уже 30 января 1916 г. представила машину на испытания. 2 февраля 1916 г. в парке Хатфильд неподалеку от Лондона его наблюдал министр вооружений Д. Ллойд Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании, а сэр Уинстон Черчилль сумел даже забраться в него через дверцу в спонсоне, несмотря на всю свою толщину.

Танк "Большой Вилли". Машина успешно перебиралась через нарытые в парке рвы и воронки, однако упрямый Китченер, также присутствовавший на испытаниях, остался при своем мнении, что это не более чем "дорогая игрушка". Первый танк и в самом деле имел немало недостатков, оказался и малоподвижным, и непрочным, но задачам, поставленным перед ним, вполне отвечал. В связи с чем было решено заказать сразу 100 таких "сухопутных броненосцев" и поскорее испытать их в боях первой мировой войны. Хотя первый танк первой мировой войны был известен под целым рядом названий - "Большой Вилли", "Машина Вильсона", "Мать" и даже "Стоножка", в серийное производство он поступил с обозначением "Марка-1", или сокращенно танк Mk.I. И тут же для танков было придумано весьма оригинальное деление на "самок" и "самцов" по типу установленного на них вооружения. Первый тип ("самец") - был пушечным и вооружался двумя морскими 6-фунтовыми (57мм) орудиями с эффективной дальностью стрельбы 1800 м скорострельностью 15-20 выстр./мин. Второй тип ("самка") был вооружен шестью пулеметами "Виккерс" и пушек не имел. Всего было изготовлено 75 "самцов" и 75 "самок", причем в бою пушечные танки должны были поддериживать пулеметные.

Танк "Марк I" (самец). Интересно, но все это лишний раз указывает на то, что первый английский танк появился на свет вопреки выданному на него техническому заданию. Ведь в нем ясно говорилось, что на машине должна стоять 40-мм автоматическая пушка Максима, получившая в английской армии характерное название "Пом-Пом" и два пулемета, но Мк.1 ни в том ни в другом варианте этому не соответствовал. Морские гаубичные орудия имели фугасные снаряды с донным взрывателем и мало подходили для стрельбы по живой силе и вражеским пулеметам, поскольку разрывной заряд у них был очень мал. Здесь требовалась либо стандартная полевая пушка британской армии, либо 40-мм автомат, компенсировавший недостаток взрывчатки в снарядах своим высоким темпом стрельбы. Но вооружал танки флот, поэтому-то они и получили орудия, имевшиеся у моряков в большом количестве.
Источник: http://pro-tank.ru/evolution/78-mk-boevoy-tank |